Логотип Идель
Эксклюзив

«Полиционер»: Идеал на пути к мечте

Главный герой – участковый милиционер по имени Идеал (Алмаз Фатхуллин). Он работает во внутренних органах давно, до пенсии ему остался всего лишь год, однако по показателям работы считается одним из худших в отделе: не имеет ни одного раскрытого преступления, ни одного дела, доведенного до суда, и даже составленного протокола.

 Как уйти от ответственности за свои поступки и жизнь? Можно ли изменить ее, если за это тебя стремятся «сделать» все окружающие, но только не ты сам?  Ответы на эти и другие, не менее важные, вопросы ищем на премьерном спектакле «Полиционер», который представляет Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина.

 

 На сцене тинчуринского театра с успехом прошла премьера постановки «Полиционер» по пьесе Ильгиза Зайниева, режиссером которой выступил Туфан Имамутдинов.

Действие разворачивается в одном из среднестатистических татарских сел во времена, когда милицию переименовывают в полицию.  

Главный герой – участковый милиционер по имени Идеал (Алмаз Фатхуллин). Он работает во внутренних органах давно, до пенсии ему остался всего лишь год, однако по показателям работы считается одним из худших в отделе: не имеет ни одного раскрытого преступления, ни одного дела, доведенного до суда, и даже составленного протокола. Наивный, нерешительный, подчиняющийся тому, что ему скажут – Идеал предстает перед нами совсем неидеальным. Безынициативный мечтатель, говорят о таких. Герой не готов отказаться от заветной мечты стать сотрудником полиции, ровно так же, как сделать хоть какие-то шаги ей навстречу.

Для того, чтобы пройти переаттестацию, Идеалу нужно улучшить свои показатели. Но кто, если не собственные родители, поддержит его в этом нелегком деле? Разыя (Зулейха Хакимзянова) и Габдельджаббар (Зуфар Харисов) искренне верят в то, что дали сыну правильное воспитание. Однако гиперзабота и излишняя опека с малолетства сделали свое дело. «При виде слова милиционер у людей возникает образ нашего Идеала», – бросает Габдельджаббар в одном из диалогов с женой, словно все осознавая. К слову, по своему характеру Идеал очень похож на отца, который прожил всю жизнь в семье, где последнее слово остается за женой. Со своей супругой Джамилей (Зульфия Валеева) Идеал разведен. Он не может стать для нее крепкой опорой, поэтому героиня быстро находит ее на стороне в лице односельчанина Аюпова Р.Ф. (Ренат Шамсутдинов), и, доверившись ему, совершает большую ошибку, которую осознает слишком поздно.  

Помочь главному герою вызволяются еще два человека. Это нашедший смысл жизни в алкоголе Рахимзян (Харис Хуснутдинов), готовый ради карьеры друга сесть на несколько суток, и человек, чье положение позволяет его посадить – сослуживец Идеала по имени Хафиз (Эдуард Никитин). Молодой, амбициозный, нагловатый парень сразу же завоевывает доверие подполковника (Рустем Гайзуллин). В отличие от Идеала, в его карьерном багаже уже успело накопиться приличное количество раскрытых дел. «Будь таким же и будет тебе счастье», – буквально твердит Идеалу начальство.  

«Мой герой Хафиз – молодой лейтенант милиции. По своим рабочим обязанностям он очень исполнительный, выполняет свою работу от точки до точки. Если брать характер, то он очень хитрый и скользкий, а порой двуличный. В финале спектакля он полностью перечеркивает свои хоть какие-то положительные качества своим неподобающим поведением. В случае с людьми, обладающими такими чертами характера, как мой герой, проще им живется по жизни или сложнее, мое мнение двоякое. Есть плюсы и минусы. Из плюсов: ты успешен в своём деле, везде преуспеваешь, получаешь похвалу. Из минусов: загоняешь себя в определенные рамки, живешь мыслями только об этом, начинаешь накручивать и переживать: «а правильно ли я это сделал?» – считает молодой артист театра Эдуард Никитин. – Работу над спектаклем мы начали еще в июле. Сначала был застольный период, а затем уже вышли на площадку. Мне, как молодому артисту, было очень интересно принимать участие в данной работе. В этом спектакле я работал с опытными артистами с большим творческим багажом. Для меня это была большая честь, огромное спасибо за их советы и помощь. Репетиции запомнились теплой обстановкой, а присутствие оркестра в спектакле каждый раз меня заряжало. Конечно же, перед премьерой волнуешься, а как иначе? После получаешь бурю эмоций и море радости – это приятное ощущение, которое остаётся в памяти. Я самокритичен к себе, но в данном случае доволен результатом проделанной работы».

Жанр «Полиционера» – музыкальная комедия. Стоит отметить, что оркестр театра во главе с Ильясом Камалом – это не просто музыкальное сопровождение к спектаклю, а его важнейший элемент и герой. Музыка дополняет действие, взаимодействует с персонажами и даже отвечает на их вопросы.

Хорошо продумано также и оформление сцены. Перед зрителем – обычный милицейский кабинет с двумя входами, оформленный в голубых тонах. Письменный стол, канцелярские принадлежности, три стула, холодильник, клетка для заключенных, которая появляется чуть позже – ничего лишнего, способного отвлечь от игры артистов.

Ключевая тема спектакля в основном соприкасается с мужской линией, однако это никак не отводит на второй план женские роли. Джамиля, Фания (Гузель Гайнуллина), Марьям (Гульчачак Хафизова) и Разыя – сильные героини, которые даже совершая множество ошибок, так или иначе выступают борцами за свое счастье в жизни. Выделять определенных персонажей в спектакле будет неправильным. Каждый артист дополняет другого, благодаря чему создается баланс итоговой «картинки». Особую фишку, своего рода «свежесть» действию придают всегда внезапно появляющиеся в самых неожиданных моментах служители закона (Салават Хабибуллин, Ильфак Хафизов).

За поступки и проступки нужно отвечать не только по закону, но и по совести – вот одна из ключевых идей постановки. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Комедия не обходится без раскрытия таких традиционных проблем, как алкоголизм, взятки и кражи. Все они подаются в легкой для восприятия комической форме. Размышления остаются на потом, и с течением времени вопросов в голове становится только больше.

«Полиционер»…Кажется, что некая доля философии заложена и в само название спектакля. В России решение переименовать милицию на полицию было принято в 2011 году. Основной причиной перемен стали попытки выстраивания нового общества и улучшения правопорядка. Для прихода к этому понадобилось время, да и люди привыкли к новому названию организации не сразу. Точно так же и в случае с главным героем: «полиционер» – это стадия перехода героя от «милиционера», которым его уже нельзя назвать, к статусу «полицейского.

Какой бы сложной и долгой не была работа Идеала над собой, она начинает давать плоды. Первое проявление этого можно заметить в сцене, где к нему на допрос приводят Джамилю. Чувства героя к бывшей жене еще не угасли, однако теперь он способен брать под контроль свои эмоции и слова. Идеал придерживается фразы, высказанной одним из героев еще в самом начале спектакля: «Сотрудники полиции должны уметь скрывать свои чувства».

«Оказывается, ты можешь быть и суровым», – произносит Джамиля, перепробовав все способы вернуть его прошлое отношение, но так и не добившись успеха.

Спектакль завершается довольно резким и непредсказуемым поворотом. В большинстве случаев добро всегда побеждает зло, хорошие деяния – плохие…Но в том ли и в тех ли мы видим положительное? – этот вопрос остается открытым для каждого зрителя.

 

Теги: Тинчуринский премьера Полицейский

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев